Рижское Загорье

Настоящей отличительной чертой Риги являются усадебки местной знати. Речь сейчас не пойдёт об особняках современных нуворишей, а о летних дачах городских патрициев. Несмотря на то, что многих усадеб уже нет, снесены их роскошные жилые дома, заросли старинные парки, но их названия прочно вошли в повседневную жизнь рижан. Агенскалнс, Золитуде, Бишумуйжа, Биерини – это не только названия районов Риги, но и названия старинных имений.

Predmestja

Рижские предместья в начале XVIII века

Вот и рижский район Гризинькалнс получил своё название от старинной усадьбы. Это имение городского купца и браковщика льна Иоганна Фридриха Гризенберга когда-то находилось на улице Кроню, на самом краю большого болота, вошедшего в историю города как болото Хаусманя. От него, кстати, пошло название микрорайона Пурвциемс. Усадьба была древняя, ещё шведских времён, и сменила на своём веку не одного владельца.

Brauerhoefchen

Усадьба Брауера на карте конца XVII века

Первым хозяином здешних земель был записан крестьянин по имени Зибарт. На его территории в далёком 1678 году свою пригородную усадьбу построил рижский бюргер Брауэр. Следующим владельцем имения стал некий Шифхаузен. Будучи шведским верноподданным, он во время осады Риги русскими войсками в 1709 году предпочёл своё имущество сжёчь, чтобы оно не досталось врагу. После окончания войны в Риге разыгралась эпидемия чумы, и семья Шифхаузена погибла. Имение долго стояло в запустении, пока не перешло в руки семейства Фишеров.

JOhann Fischer

Иоганн Фишер, генерал-суперинтендент Лифляндии

Уроженцы Любека Фишеры вошли в историю Прибалтийского края как первая местная династия учёных. Основатель рода Иоганн Фишер, служил лифляндским суперинтендентом, т.е. занимал высшую духовную должность в лютеранской церкви. Этот пост соответствует католическому епископу. На своём лифляндском посту Фишер заботился об обустройстве школ для крестьян и переводе библии на латышский и эстонский языки. Именно ему, немцу, мы обязаны «пресвященными шведскими временами», которые нынче принято считать «золотым веком» Лифляндии.

Processed by: Helicon Filter;  SONY DSC

Львиная аптека в Риге

Иоганн Фишер пригласил в Ригу своего брата Беньямина, который основал здесь в 1691 году свою аптеку, вошедшую в историю города под именем Львиной аптеки. Вместе с Беньямином в Ригу приехал его двухлетний сын Иоганн Бернгард. Именно ему предстояло прославить род Фишеров. Мальчик окончил рижский городской лицей, под руководством своего отчима эрфуртского врача Конрада Герца изучал медицину в университетах Галле, Йены и Утрехта. Докторскую степень Иоганн Бернгард получил в Лейдене, затем уехал на стажировку в Лондон, а потом практиковался во Франции. В 1710 году молодой врач вернулся в Ригу, где открывает свою практику.

Johann Bernhardt Fischer

Иоганн Бернгард Фишер

С 1711 года Иоганн Бернхард Фишер становится вторым городским врачом, таким образом он отвечал не только за здоровье своих личных пациентов, но и за здоровье всех жителей Риги. Слава о новом рижском враче быстро распространилась по Прибалтийскому краю. В 1725 году Фишера вызвали в Митаву – вдовствующей герцогине Курляндской нездоровилось. Лечение, назначенное молодым врачом, оказалось весьма эффективным, и герцогиня ещё не раз обращалась к нему за консультацией.

AN01268747_001_l

Герцогиня Курляндская Анна

В 1730 году вдовствующая герцогиня Курляндская стала российской императрицей Анной Иоанновной. В 1734 году она приглашает Фишера в Петербург и делает его своим личным врачом. Отныне императорский лейбмедик руководит всей медицинской частью обширной Российской империи. По его распоряжению при столичных госпиталях открыли медицинские школы, он реформировал систему управления медицинскими учреждениями России. Он первый стал заботиться о народном здоровье, о надзоре над аптеками и свободно практикующими врачами, о борьбе с шарлатанами. В 1736 году ему было пожаловано дворянство.

fischer wappen

Герб Иоганна Бернгарда фон Фишера

Близость к императорскому двору и его интригам сыграло роковую роль в судьбе Иоганна Бернхарда Фишера. Он был лейбмедиком не только самой императрицы, но и её наследника, малолетнего Иоанна Антоновича. После смерти Анны и воцарения императрицы Елизаветы Фишеру пришлось оставить все свои посты. Признавая все его заслуги, дочь Петра всё-таки не смогла простить его за службу своим политическим противникам. К тому же у новой императрицы уже был свой личный врач, Иоганн Лесток, и в услугах Фишера она не нуждалась.

elizaveta_petrovna

Императрица Елизавета Петровна

В 1743 году Иоганн Бернхард возвращается в родную Ригу. Здесь он покупает полностью разорённую усадьбу на краю Хаусмановского болота и основательно перестраивает её. Своё новое жилище он называет вполне в духе галантного века: «Hinterbegren», т.е. «Загорье». Действительно, имение от Риги в те времена отделяла цепочка высоких песчаных дюн. Отныне бывший императорский лейбмедик будет жить здесь постоянно. Он продолжает заниматься наукой, например, исследует проблемы геронтологии и публикует несколько научных трактатов на эту тему.

img350

Книги И.Б. фон Фишера

Но настоящей отрадой Фишеру служила его усадьба. Он сам участвует в строительстве главного жилого дома, разбивает сад и занимается сельским хозяйством. Здесь его не раз посещают друзья, среди которых и известные немецкие философы Гаман и Герман, братья Бергманы и многие другие известные рижане того времени. Что и не удивительно, ведь Иоганн Бернхард фон Фишер является самым выдающимся учёным Прибалтики XVIII века. Здесь, сидя на террасе, друзья Фишера наверняка не раз удивлялись его отшельническому образу жизни и наверняка не раз уговаривали его вернуться в городскую жизнь. Вот Фишер и приготовил им весьма оригинальный ответ.

31_Fisermuiza_1796_JKBroce

Усадьба Фишера Хинтерберген

В 1745 году свет увидело его первое литературное произведение с громоздким названием «Общие и личные летние и зимние радости в усадьбе Хинтерберген, записанные вперемешку с медицинскими и моралистическими замечаниями живущим здесь же в полном спокойствии и умиротворении горцем». Вышло это произведение под псевдонимом «Горец из Загорья». В этом произведении Фишер в ритме александрийского стиха рассказывает историю двух друзей, Урбана и Урбановица, которые навещают своего друга Горца в его усадьбе Загорье.

Сначала они приезжают зимой, и Горец показывает им зимние чудеса своих владений вроде «похожего на розоватый мрамор снега», на самом деле это снег, который смешался с красноватым песком местных дюн. Затем друзья навещают горца летом, когда они вместе, рассуждая на различные темы, пьют кофе и курят трубки, сидя на веранде дома. Замечательный лифляндский краевед Иоганн Кристоф Бротце, который сам не раз бывал в усадьбе Фишера, правда, уже после его смерти, запечатлел эту самую террасу, окружённую деревьями, которые сажал сам Фишер.

31a_Fisermuiza_1796_JKBroce

Терраса в усадьбе И.Б. фон Фишера

Однако это монументальное творение осталось малоизвестным, ведь Фишер писал его в основном для друзей. А вот широкой публике известен другой его труд, это сельскохозяйственная энциклопедия. Эта книга была написана специально для тех землевладельцев, которые хотели улучшить своё хозяйство. В ней описываются системы обработки угодий, приёмы сбора урожая различных культур, автор рассматривает также и вопросы борьбы с болезнью скота. Иоганн Бернхард старался популяризировать выращивание картофеля и свёклы, а также призывал развивать приусадебное хозяйство в городских предместьях, чтобы дать возможность самым бедным горожанам самим выращивать себе на пропитание. Не удивительно, что столь объемная книга быстро стала популярна не только в Прибалтике, но и в Германии и России, специально для российских читателей её перевели на русский.

Иоганн Бернхард фон Фишер умер в возрасте 87 лет в своём имении Хинтерберген, но его дело продолжил племянник Якоб Беньямин. Благодаря знакомствам своего дяди он вступил в масонскую ложу «У меча», он разделял дядин интерес к сельскому хозяйству и природе вообще и написал книгу о природе Лифляндии. Благодаря дядиному увлечению латышской культурой, он также собрал обширную коллекцию манускриптов и гравюр с изображением крестьянской жизни. Многие исследователи считают, что именно из собрания Фишеров к Гердеру перешли многие из опубликованных им латышские народные песни.

johann_gottfried_herder (2)

Иоганн Готтфрид Гердер

После смерти Якоба Беньямина Фишера усадьба Хинтерберген перешла в руки Гризенберга. С тех пор это название закрепилось не только за усадьбой, но и за одной из песчаных дюн в окрестностях имения. В своё время это была одна из самых примечательных возвышенностей в окрестностях Риги. Позднее именно она даст имя современному району Гризинькалнс. Ну а усадьба смогла отметиться в истории ещё раз.

После Гризенберга имение перешло в руки старообрядцев. Одним из владельцев или съёмщиков усадьбы, точно сказать теперь сложно, был купец Алексей Петрович Гребенщиков. Его имя, то ли по созвучию, то ли ещё по каким соображениям, прикрепилось к усадьбе и в русских кругах имение называли Гребенщиковским. В 1833 году императорским указом название усадьбы стало названием больницы и богадельни староверов. А вскоре Гребенщиковской прозвали и всю общину староверов на Московском предместье. Так усадьба подарила нам ещё одно название, существующее до сих пор.

Dancing0

Здание Гребенщиковской общины сегодня

Увы, но до наших дней от старинного имения ничего не сохранилось. Последние остатки усадьбы Фишеров «поглотило» железнодорожное полотно. Но сохранилась та самая «гора», которая отделяла усадьбу от Риги. В городском музее хранятся портреты владельцев усадьбы, первой династии учёных в Прибалтике Фишеров. Да ещё рисунки Иоганна Бротце наглядно иллюстрируют нам жилище одинокого горца, который, познав блеск самого роскошного двора в Европе, всё-таки выбрал тихое рижское предместье.

Рижское Загорье: Один комментарий

  1. С большой благодарностью прочла эту статью. столь подробно представившую не только образ давно ушедшей эпохи, но главное, существенно дополнившую имеющуюся на сегодняшний день информацию о И. фон Фишере. Очень хотелось бы сказать это лично автору, но моего интернет-опыта не хватило найти его имя.
    Этой темой я занимаюсь около 10 лет. и готова при обоюдном интересе обменяться своими соображениями.

    Нравится

Оставьте комментарий